Искусство

История искусства

Рауль Дюфи



Жизнь прекрасна

Дюфи искал свою манеру гораздо дольше, чем большинство художников. Он прошел искушение импрессионизмом, фовизмом и кубизмом и только после этого сумел найти собственный стиль.

Рауль Дюфи получил образование, которое с полным основанием можно назвать академическим. Начиная с 1892 года, он посещал вечерние классы в муниципальной Школе изящных искусств в Гавре. Здесь его наставником был Шарль Люилье, страстный поклонник Энгра, свято веривший в то, что основой мастерства любого художника является рисунок. Большую часть занятий Люилье посвящал рисунку, заставляя своих учеников копировать гипсовые слепки с античных скульптур.

Юный художник не мог даже и мечтать о том, чтобы побывать в парижских музеях и галереях, - семья Дюфи жила очень бедно. Поэтому ему приходилось довольствоваться тем, что имелось в местном музее. Здесь он смог познакомиться лишь с несколькими работами старых мастеров. Посещал Дюфи и более крупный музей в Руане, где имелись работы Никола Пуссена (1593/94-1665), Теодора Жерико (1791-1824) и Камиля Коро (1796-1875). Однако ни в одном из этих музеев не было картин художников-импрессионистов, чьи работы все еще считались сомнительными и, как выразился директор одного из провинциальных музеев, "способными привести к падению морали". Учитывая скудость доступного для изучения материала, не приходится удивляться тому, что среди ранних работ Дюфи преобладали портреты и автопортреты, написанные различными оттенками коричневого. Эти работы еще по-юношески слабы и не оригинальны. Но и в них ощущается уже мастерство Дюфи-рисовалыцика и его тонкое восприятие цвета.

В 1900 году Дюфи поступил в мастерскую Леона Бонна в парижской Школе изящных искусств. Под его руководством Дюфи научился свободно владеть карандашом и кистью, причем как левой, так и правой рукой. Любопытно, что впоследствии Дюфи, который от рождения был правшой, предпочитал писать левой рукой.

Несмотря на то, что обучение ограничивалось рамками академической школы, художник живо интересовался новейшими течениями в живописи. В эти годы в частных галереях на Монмартре выставлялись работы импрессионистов и постимпрессионистов. На Дюфи произвели огромное впечатление увиденные им полотна Эдуара Мане (1832-1883), Клода Моне (1840-1926), Альфреда Сислея (1839-1899), Поля Гогена (1848-1903) и Винсента Ван Гога (1853-1890). Ему страстно хотелось писать "так же, как они".

Не оставляя учебы, Дюфи начал экспериментировать в импрессионистской манере. Он писал уличные сценки, побережье Нормандии, портреты и ню. Вскоре его работы нашли покупателей. К художнику постепенно приходило признание. Неизвестно, к чему все это могло бы привести, если бы Дюфи не посетил Осенний салон 1905 года, где проходила выставка группы молодых художников, которых известный критик Луи Вакселд назвал "фовистами" (т. е. "дикими"). На выставке были представлены работы Анри Матисса (1869-1954), Андре Дерена (1880-1954), Альбера Марке (1875-1947) и некоторых других молодых художников. Дюфи очаровался этими необычными полотнами. Собственные работы показались ему слабыми и бледными, он понял, что необходимо двигаться вперед. Правда, художник не был готов к тому, чтобы целиком принять все каноны фовизма. Взяв фовизм за основу, он продолжил поиски своего собственного стиля, еще не зная того, что на это у него уйдет без малого пятнадцать лет.

С 1906 по 1911 год Дюфи много путешествовал. В 1906 и 1907 годах он побывал в Фекампе (морской порт, расположенный к северо-западу от Руана), а после вместе с Марке посетил Трувилль, популярный морской курорт на северо-западе Франции.

В 1908 году, окончательно разочаровавшись в фовизме, Дюфи уезжает вместе со своим другом Жоржем Браком (1882-1963) в Эстак, местечко неподалеку от Марселя. Именно там создал ряд своих знаменитых картин Поль Сезанн (1839-1906). Оба молодых художника находились в это время под впечатлением от его работ. Особенно сильное влияние искаженные геометрические формы Сезанна и его приглушенная палитра оказали на Жоржа Брака. После этой поездки он окончательно связал свою художественную судьбу с кубизмом.

Что касается Дюфи, то его увлечение кубизмом ограничилось лишь экспериментами со стилем. "Я не следую какой-либо конкретной манере, - говорил Дюфи, - и забываю все законы, когда берусь за кисть и краски".

К 1910 году Дюфи отверг импрессионизм, затем фовизм и, наконец, жесткие требования кубизма. Он искал другие источники вдохновения и последующие десять лет посвятил "коммерческому" искусству. Он иллюстрировал книги, создавал рисунки для тканей, разрабатывал дизайн интерьеров и занимался театральными декорациями. Картин в это десятилетие художник не писал.

Наконец, в 1920 году 43-летний Дюфи решился оставить спокойное и доходное место главного художника по тканям на лионской мануфактуре и перебрался на юг Франции. Теперь он мог вновь вернуться к живописи. Вместе с женой он поселился в Вансе, небольшом городке, расположенном на холме, с которого открывался прекрасный вид на Средиземное море. Именно здесь окончательно оформилась та уникальная манера Дюфи, в которой он продолжал писать до конца жизни.

Некоторые упрекали Дюфи в том, что на его позднем творчестве сказалась долгая работа над рисунками для тканей. Действительно, его картины выглядят несколько декоративными. Но это ничуть не уменьшает их очарования.

Любимым жанром Дюфи в этот период стали жизнерадостные бытовые сценки, написанные поразительно точно и в то же время по-детски непосредственно.

После смерти художника критика некоторое время относилась к его творчеству несколько свысока. Его называли талантливым колористом, декоратором, но - не более того. Возможно, это было связано с тем, что Дюфи в своих работах не затрагивал "проблемных сторон жизни". В его художественном словаре не было слов "насилие" и "жестокость", его не интересовала религия. Сам о себе он говорил так: "Мои глаза способны видеть только прекрасное". Эпоха требовала от художника другого - вскрывать язвы общества, погружаться во тьму подсознания, экспериментировать с агрессивными цветами и формами. Но "простой радости бытия" отменить никому не удалось. И работы Дюфи по-прежнему несут в мир эту радость.
Назад К списку картин