Искусство

История искусства

Каспар Давид Фридрих



Одухотворенный пейзаж

Фридрих был лидером немецкой романтической живописи и оставил после себя картины, ставшие классическими образцами этого направления. Его пейзажи несут на себе печать меланхолии,- залитые нездешним светом, они кажутся мистическими, нереальными, хотя писал их Фридрих, главным образом, с натуры.

Долгие годы имя Фридриха было забыто, но теперь он признан одним из лучших художников своего времени. Уникальность его пейзажей - в сочетании непосредственного наблюдения за природой с духовным и мистическим переживанием увиденного.

Источником вдохновения для художника служили идеалы романтизма и религия. В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Он зародился в 1770-х годах благодаря творчеству писателей группы "Штурм унд Дранг" ("Буря и натиск"), которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, проповедуя эмоциональное, чувственное восприятие мира. В то же время философы романтизма были поборниками "страстного мистицизма" и пытались совместить его с ортодоксальным религиозным мировоззрением.

Эти новые идеи предполагали новый подход к изучению природы и, следовательно, не могли не затронуть и пейзажную живопись. Художники-романтики с их пантеистическими воззрениями смотрели на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца. Именно так воспринимал природу и Фридрих, сказавший однажды своему другу во время прогулки за городом: "Бог вокруг нас, он во всем, в каждой песчинке. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах".

Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами - вот главная задача, которую романтики ставили художнику. Говоря словами Новалиса, художник обязан "расшифровать таинственные послания, рассыпанные повсюду - в облаках, снежинках, кристаллах и камнях, в текущей и замерзшей воде, - и передать их в виде символов". Новалису возражал Гете, утверждавший: "Смертному человеку не дано постичь божественную истину, он может ощутить ее только в отраженном виде".

Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: "Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений". Сохранились свидетельства, подтверждающие, что Фридрих работал над картинами именно в соответствии со сформулированной в этих словах программой. Например, Карл Карус, художник и близкий друг Фридриха, так описывал эту работу: "Он никогда не делает наброски или цветные этюды к своим картинам, безапелляционно заявляя, что это способно заморозить его воображение. Он никогда не приступает к картине раньше, чем увидит ее своим внутренним взором. Только после того, как это произойдет, он берется за кисти и начинает писать".

Мир, рожденный воображением Фридриха, оживал на холсте благодаря натуралистической манере художника. Мастерство рисовальщика пришло к нему не сразу - учась в Копенгагене, он писал стилизованные, декоративные пейзажи. Но, переехав в Дрезден, Фридрих стал все больше времени уделять работе на пленэре. Он путешествовал по разным уголкам Германии, насыщаясь видами бесконечно любимой им природы.

Нужно, однако, признать, что лишь немногие из сделанных Фридрихом во время путешествий набросков перекочевывали в его крупные произведения. Фридрих не был "художником-топографом" и не стремился к тому, чтобы точно изобразить на картине ту или иную конкретную местность. Даже в тех случаях, когда он писал вполне узнаваемые места (например, аббатство в Эльдене), он всегда готов был пожертвовать точностью ради композиции, которую видел своим "внутренним зрением".

Во многих случаях композиция пейзажей Фридриха строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей. Вновь и вновь мы встречаем на его картинах сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачную, тяжелую землю, разлитый над нею прозрачный небесный свет; уготованную каждому из нас могилу - и обещание вечной загробной жизни. Иногда подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины - такие, как "Монах у моря" (1810) и "Аббатство в дубовом лесу" (1809-10). Но гораздо чаще противоположные символы художник помещает в рамках одного полотна. Например, на картине "Двое, созерцающие Луну" (1819) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. В других случаях Фридрих устанавливает в своих работах барьер, отделяющий земное от небесного. Этот барьер может принимать форму стены, как в случае с "Зимним пейзажем" (1811), или ворот - примером тому "Памяти Иоганна Бремера".

Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. Очень часто они изображали людей едва заметными на фоне величественной панорамы или показывали их беспомощными игрушками в руках природы. Фридрих усвоил романтические идеалы и дополнил их своим собственным, глубоко религиозным, восприятием мира.

Известно, что над композицией каждой своей картины Фридрих работал очень методично и последовательно. Карус писал, что художник "сначала делал легкий набросок на холсте углем или карандашом, затем аккуратно выписывал все детали пером и индийской тушью. После этого он покрывал рисунок основой, и таким образом на любой стадии работы его картина выглядела вполне законченной". Современные исследования картин Фридриха, проведенные в инфракрасных лучах, подтверждают эти слова Каруса и показывают, что художник действительно начинал с детального рисунка, выполненного обычно карандашом, а затем переходил к перу и туши, при этом архитектурные элементы он часто вычерчивал по линейке. В работе над картиной Фридрих использовал сравнительно небольшое количество цветов, но зато стремился к тому, чтобы как можно больше разнообразить оттенки каждого тона. По-настоящему Фридрих заинтересовался колоритом только в 1820-х годах, и произошло это под явным влиянием талантливого норвежского художника Юхана Кристиана Даля.
Назад К списку картин