Искусство

История искусства

Орест Кипренский



Е. А. Телешова в роли Зелии


Е. А. Телешова в роли Зелии (1828)


Портрет и жанр
Романтический характер Кипренского отличался великой широтой, "безрассудный Орест" не желал заключать себя в какие бы то ни было жесткие рамки - и в жизни, и в творчестве. Поэтому иногда ему страшно не нравилось то, что окружающие считают его лишь портретистом - пусть и выдающимся, и он начинал тяготиться собственным "портретизмом", пытаясь совершить побеги за границы этого жанра. Например, в жанровую картину, предполагающую живой сюжет, историю, театральную сцену. Тогда появлялись вещи, подобные картине "Е. А. Телешова в роли Зелии", (вверху), созданной где-то на стыке традиционного портрета и жанровой "вещицы". Такая "межеумочность" позволяла более свободно обращаться с приемами портретного письма, варьируя психологические мотивировки. К тому же ряду относится и работа "Молодой садовник", 1817 (на след. стр.), о которой небезызвестный П. Свиньин писал в своей книге "Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей": "Рисунок правильный, краски свежи, прозрачны. Это образец успехов, приобретенных молодым русским художником Кипренским в Италии, откуда прислана им недавно сия картина".

Назад К списку работ Биография Продолжение