Искусство

История искусства

Русская портретная миниатюра


Начало
Н. Аргунов. Портрет молодого человека. Акварель, гуашь, кость. 1800-е годы.

П. Соколов. Портрет молодой девушки. Акварель, гуашь, кость. 1843.

Неизвестный художник. Портрет генералиссимуса А. Суворова. Акварель, гуашь, кость. Начало XIX века.
В древности мастера сами готовили сплавы и тщательно хранили секрет их производства. В XVII столетии можно было купить готовые краски в брусочках или небольших пластинах. Они тщательно растирались в специальной ступке, обычно агатовой, смешивались водой или скипидаром до получения густой массы - только тогда краска считалась готовой.

Много времени отнимало приготовление пластинки, на которой писался портрет. Обычно она была медная, реже золотая. На нее с двух сторон наносилась в несколько слоев одноцветная эмаль, после чего шел обжиг при температуре до 750°. Затем на выпуклой поверхности мастер тонкими кисточками наносил изображение - либо мелкими мазками, либо точечными касаниями кисти. Пока не высыхала одна краска, нельзя было наносить другую. Обжигать можно только просушенные краски. После первого обжига изображение покрывали новыми красками, исправляли или подновляли те места, которые выгорали или казались недостаточно яркими, накладывали тени и опять обжигали. И так несколько раз, пока краски не получали нужные глянец, яркость и блеск. Малейшая передержка в печи могла привести не только к нежелательному изменению цвета, но и к тому, что очень капризная эмаль могла дать трещину.

Первыми крупными мастерами, чьи миниатюры счастливо дошли до наших дней, были Г. Мусикийский и А. Овсов. Оба работали сначала в Оружейной палате, а затем переехали в новую столицу - Петербург. Поскольку они исполняли прежде всего Заказы Петра I, то естественно, что в их наследии преобладают царские портреты.

С одной из работ Г. Мусикий-ского мы уже познакомились - это портрет Петра I на фоне Петербурга. Не меньший интерес представляет более ранняя его работа 1717 года - портрет царской фамилии, на котором мы видим сидящих слева Екатерину, и фигурки стоящих детей: Елизаветы, Анны, царевича Алексея и маленького Петра Петровича.

Композиционное решение миниатюры говорит о том, что художник был хорошо знаком с европейским парадным портретом - вероятнее всего, через гравюры. Но для европейской миниатюры подобные групповые портреты были новшеством. И заслуга мастера в том, что он впервые ввел этот жанр в русское искусство.

Мусикийский в первых своих работах еще не очень силен в рисунке - заметна непропорциональность фигур, некоторая застылость и скованность поз. Наше внимание привлекает прежде всего цвет - колористическое решение миниатюры удивительно праздничное, нарядное. Если мы вспомним знаменитые изделия усольских мастеров XVII века, то невольно отметим сходство их цветовой гаммы с работами Мусикийского. Видимо, художник в Оружейной палате видел изделия усольских умельцев, что нашло отражение в его портретных миниатюрах.





Миниатюры:

Н. Аргунов. Портрет молодого человека. Акварель, гуашь, кость. 1800-е годы.

П. Соколов. Портрет молодой девушки. Акварель, гуашь, кость. 1843.

Неизвестный художник. Портрет генералиссимуса А. Суворова. Акварель, гуашь, кость. Начало XIX века.
Начало Продолжение