Искусство

История искусства

Русская портретная миниатюра


Начало
П. Жарков. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Эмаль на меди. 1788.

М. 3ичи. Портрет молодой женщины. Акварель, гуашь, кость. 1856.

С. Чехонин. Портрет  Л.  Вычегжаниной. Акварель, бумага. 1915.
Подражая царю, стали заказывать миниатюры и ближайшие его сподвижники. Первым среди них был "светлейший князь" А. Меншиков. На миниатюре, которая приписывается кисти Мусикийского, он изображен в доспехе и малиновой мантии, с синей лентой ордена Андрея Первозванного. Перед нами тонкое удлиненное лицо с маленькими усиками, густой светлый парик.

Архивные документы рассказывают, что художник создавал не только портреты, но также и многофигурные композиции. Однако до наших дней сохранилось немногим больше двадцати его работ - и все они драгоценны.

О современнике Мусикийского Овсове известно очень мало. Мы знаем всего лишь несколько его работ 1720-х годов - это портреты Петра I и Екатерины, которые отличаются большей тонкостью исполнения по сравнению с работами Мусикийского. На портрете Екатерины I видно, как блестяще он владеет рисунком, как мастерски пишет лицо с едва уловимыми переходами нежно-розовых тонов. Но исполненные портреты отличает стремление несколько приукрасить натуру. Оба миниатюриста Петровского времени по праву считаются основоположниками русской миниатюры на эмали. Они утвердили ее как самостоятельный художественный жанр.

Потребность иметь при себе портрет близкого человека породила быструю и дешевую миниатюрную технику. С 1840-х годов в России появились миниатюры на кости. Основой их служили костяньге пластинки (реже картон или пергамент), очень тонкие - от 1 до 0,3 мм - и оттого полупрозрачные, тепло-желтоватого оттенка. Акварельные краски наносились тончайшей кисточкой с добавлением гуаши, иногда по едва заметному карандашному контуру. Кропотливая, ювелирная работа требовала безупречного мастерства. Чтобы усилить сияние красок и теплоту их тона, под обратную сторону пластинок иногда подкладывали золотую или серебряную фольгу. Для придания краскам большей плотности, сочности, глянца в воду рекомендовалось добавлять различные фруктовые или растительные отвары. Существовали специальные виды кистей и способы грунтовки дощечек.

В отличие от металлических пластинок костяные легко ломались, коробились от тепла и влаги, нестойкие краски осыпались и выгорали на свету. Законченный вид миниатюра на кости приобретала только после того, как вставлялась в металлическую рамку с выпуклым, не касающимся красочного слоя стеклом.

Миниатюры носили в виде брошей, вставляли в браслеты и кольца, в крышки табакерок. Но чаще всего, обрамленные рамкой, они украшали стены кабинетов и гостиных дворянских особняков, стояли на туалетных столиках, бюро, каминах. Вспомним, как Л. Толстой описывал кабинет княжны Марьи в романе "Война и мир": "Княжна Марья возвратилась в свою комнату и села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадками и книгами". Это был 1805 год-начало расцвета в России искусства классического миниатюрного портрета.

Своеобразное очарование портретных миниатюр наряду с дешевизной и быстротой исполнения способствовали их большой популярности. Особенно широко распространены они были в течение первых десятилетий XIX века, вплоть до появления фотографии. Даже первые фотографии небольшого, "визитного" размера первоначально раскрашивали, чтобы они напоминали миниатюру.



Миниатюры:

П. Жарков. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Эмаль на меди. 1788.

М. 3ичи. Портрет молодой женщины. Акварель, гуашь, кость. 1856.

С. Чехонин. Портрет Л. Вычегжаниной. Акварель, бумага. 1915.
Начало Продолжение