Джошуа Рейнолдс



Практик и теоретик

Рейнолдса знают как одного из самых знаменитых и успешных английских художников XVIII столетия, однако он был еще и теоретиком живописи. Его лекции по искусству по сию пору представляют большой интерес.

     Джошуа Рейнолдс родился 16 июля 1723 года в Плимптоне, небольшом городке в графстве Девоншир, располо-м в нескольких милях от морского порта Плимут. Семья его отличалась набожностью и образованностью. Отец Рейнолдса, пастор и директор местной школы, имел прекрасную библиотеку, и именно в родительском доме наш герой пристрастился к чтению, ставшему затем его любимейшим - после живописи - занятием (и общаться впоследствии сэр Джошуа предпочитал не с коллегами-художниками, а с литераторами).

     И отец, и мать Рейнолдса хотели, чтобы после окончания школы он изучал медицину. Но юноша уже тогда прекрасно понимал свое истинное призвание и наотрез отказался оправдывать родительские надежды. К счастью, Рейнолдс-старший не был авторитарным отцом. Он посоветовался со знакомыми относительно таланта своего сына и отдал его в ученики к портретисту Томасу Хадсону, уроженцу Девоншира, сумевшему завоевать популярность в Лондоне. Джошуа Рейнолдс стал учеником Хадсона в 1740 году. Предполагалось, что его учение завершится через четыре года, но уже в 1743 году молодой художник покинул своего наставника и открыл собствен ную мастерскую, поскольку понял, что взял от Хадсона все, что тот мог дать. Расстались учитель и ученик вполне дружески. Дом Рейнолдсов в Плимптоне, Девоншир.

     Первые шесть лет самостоятельной работы Рейнолдса не отмечены какими-либо особенными событиями. Известно лишь, что он никак не мог прижиться на одном месте и разрывался между Девонширом и Лондоном. Частые его визиты в Девоншир были обусловлены не только нежными чувствами живописца к родному дому, но и тем, что он получал довольно много портретных заказов от морских офицеров из Плимута. В 1749 году один из них, Огастес Кеппел, с которым Рейнолдс особенно подружился, предложил ему совершить путешествие в Италию. Молодой живописец с восторгом принял предложение, и 11 мая 1749 года друзья отплыли из Плимута. Но на землю Италии они ступили лишь в январе 1750 года. А до этого были остановки в Лиссабоне, Алжире и на острове Майорка. За время последней "стоянки" - самой длинной, растянувшейся на несколько месяцев, - Рейнолдс успел написать портреты почти всех офицеров местного гарнизона.

     Прибыв в Италию, художник сразу же отправился в Рим, где провел следующие два года, изучая работы великих мастеров прошлого. Читатель, пожалуй, не удивится, если мы скажем, что наибольшее его внимание привлекли творения мастеров Высокого Возрождения - Микеланджело и Рафаэля. К творчеству современных ему итальянских живописцев Рейнолдс относился с пренебрежением. Так, он отказался стать учеником Помпео Батони (1708-1787), считавшегося в то время одним из лучших римских мастеров, заявив: "Вряд ли он может научить меня чему-то новому". Такое высокомерие сложно считать оправданным. Рейнолдсовские альбомы для зарисовок "итальянского периода" свидетельствуют о том, что он плохо разбирался в анатомии и не понимал законов перспективы. А на его ранних портретах клиенты всегда изображены "без рук" (эти "сложные" части тела он старательно прятал в рукава или скрывал драпировкой).

     В апреле 1752 года Рейнолдс посетил Неаполь и отправился домой - через Флоренцию, Болонью, Венецию и Париж. В октябре он был уже дома. Проведя несколько месяцев в родном Девоншире, художник решил поселиться в Лондоне. Не долго думая, он простился с близкими и поехал покорять столицу. Здесь его ждал оглушительный успех. Слава Рейнолдса-портретиста очень скоро затмила славу всех его современников, включая Томаса Хадсона, чьи некогда популярные портреты стали казаться рядом с живыми работами Рейнол-дса надуманными и плоскими.

     Своим стремительным взлетом Рейнолдс был обязан сколько таланту, столько и редкому трудолюбию. Он, например, умел принять за день не одного, а нескольких заказчиков. Бывало, что в его мастерскую приходили один за другим шесть клиентов. О жизни героя нашего выпуска в те годы подробно рассказывают так называемые "книги посетителей", где Рейнолдс буквально по минутам расписывал свой день. Сохранилось более двадцати таких книг. Самая ранняя из них датирована 1755 годом. Дошли до нас и записи о доходах живописца, дающие исчерпывающее представление о количестве картин, написанных Рейнолдсом, и о стоимости каждой из них.

     Портреты Рейнолдса пользовались таким спросом, что, например, в 1758 году у него оказалось 150 заказчиков. Устав от столь напряженной работы, художник вознамерился "отпугнуть" часть клиентов и поднял цены на портреты. Увы, заказчики не испугались, и работы не убавилось. К 1760 году Рейнолдс уже владел неплохим состоянием (он зарабатывал до шести тысяч фунтов стерлингов в год, тогда как большая часть лондонских семей жила на один фунт в неделю) и смог позволить себе приобрести просторный особняк, к которому вскоре сделал пристройку для мастерской, гостиной для посетителей и галереи для собственных работ.

     Несмотря на свою занятость, Рейнолдс успевал находить время для светской жизни. Среди его друзей были многие известные литераторы того времени - в том числе, Сэмюэль Джонсон (1709-1784), . критик и признанный острослов, прославившийся как создатель "Словаря английского языка" (1755). Любил наш герой и женское общество (и даже предпочитал его мужскому), однако никогда не был женат. Долгие годы хозяйство художника вела его сестра, а затем управление домом перешло в руки одной из племянниц мастера.

     В 1768 году Джошуа Рейнолдс был избран на пост президента только что открытой Королевской академии художеств, а еще через год Георг III посвятил живописца в рыцари. К этому событию мастер отнесся, по-видимому, прохладно, поскольку на церемонию посвящения он просто "забежал" в перерыве между двумя сеансами в своей мастерской. И, наконец, в 1774 году Рейнолдс стал придворным художником (хотя, отметим, члены королевской семьи предпочитали заказывать портреты не ему, а Томасу Гейнсборо).

     Приняв пост президента Королевской академии, Рейнолдс активно включился в ее работу и прочитал студентам курс из пятнадцати лекций, в которых высказал свои взгляды на живопись. Свой курс он читал в академии с 1769 по 1790 год (сначала ежегодно, а потом раз в два года). Каждая лекция Рейнолдса была выпущена отдельным изданием, а в 1779 год)' появился сборник, куда вошли они все. Некоторые из них еще при жизни мастера издавались на французском, немецком и итальянском языках. Написанные внятно и просто, эти лекции отличаются глубиной мысли и содержат множество интересных замечаний относительно теории и практики живописи. Сейчас они считаются лучшим искусствоведческим исследованием среди всех, когда-либо написанных "практикующим художником". Кроме того, они представляют большой интерес с точки зрения изучения эстетики XVIII века.

     В 1768 и 1771 годах Рейнолдс посетил Париж, а в 1781 году предпринял длительную поездку по Нидерландам. Он побывал в Амстердаме, Антверпене и Брюсселе, а также заглянул в немецкие города Кельн и Дюссельдорф. В 1785 году художник вновь отправился в Нидерланды. На этот раз он не только изучал полотна старых мастеров, но и приобрел некоторые из них (достаточно лишь сказать, что в коллекции Рейнолдса было не менее восьми картин Рембрандта).

     В 1780-е годы Джошуа Рейнолдс продолжал активно работать. Однако ближе к концу десятилетия он начал стремительно терять зрение и в 1789 году вынужден был оставить живопись. Спустя два года мастер ослеп совершенно, а 23 февраля 1792 года скончался - от рака печени. Согласно воспоминаниям одного из его друзей, он переносил свою смертельную болезнь "с терпением и кротостью, не теряя бодрости духа". 26 февраля 1792 года Рейнолдса похоронили в лондонском соборе святого Павла.

К списку работ Продолжение