Веронезе



Веронезе. Брак в Кане


Брак в Кане (1562-63), Лувр, Париж



    Жанр портрета в венецианском обществе XVI в. ценился очень высоко - выше, чем какой-либо другой. Члены знатнейших фамилий, влиятельные политические деятели стремились заказать свой портрет лучшим художникам (а в них Венеция не испытывала недостатка). Портрет, написанный известным мастером, был своего рода знаком, подтверждавшим социальное положение заказчика. Для позирования надевались самые дорогие одежды, выбирались самые величественные позы - портретируемый хотел остаться в памяти потомков во всей своей силе и славе. Множество портретов виднейших людей своего времени создал Тициан. Его кисти принадлежат портреты императора Карла V и папы Павла III. Глубоким реализмом отличается тициановский "Портрет Пьетро Аретино". Это не столько парадный, сколько психологический портрет зрелого, умудренного опытом мужа. Такое же (если не большее) распространение, как "одиночные портреты", получили в ту эпоху портреты, вкрапляемые художником в композицию картины. К такому приему живописцы прибегали обычно, работая над монументальными полотнами для монастырей и церквей. Подобные полотна обыкновенно имели несколько заказчиков, с которых мастер и писал персонажей своей картины. Например, свой "Брак в Кане" Веронезе "населил" (вероятно, по просьбе заказчиков) многими видными деятелями своего времени.

    "Брак в Кане" - одно из первых монументальных изображений пиршеств, которыми впоследствии прославился Веронезе. Полотно написано для трапезной бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре. Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино. Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола. Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, - о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе. Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей. Так, дама в голубом, что сидит слева, опершись локтем о стол, - Виктория Колонна. Ее муж, маркиз Альфонсо д 'Альваро, изображен во главе стола в костюме жениха. Невеста и склонившийся к ней мужчина - супруга французского короля Франциска I и сам монарх соответственно.

Назад К списку картин Биография Продолжение