Искусство

История искусства

Веронезе (Паоло Кальяри)



До и после Контрреформации

Контрреформация разделила жизнь Веронезе на две эпохи. В первую он прославился своими светскими работами, вторую - посвятил созданию религиозных полотен, утверждавших официальную католическую доктрину.

Первые работы Веронезе свидетельствуют о его серьезном увлечении маньеризмом. Но уже "Святое семейство со святыми", выполненное им 1551 г. для церкви Сан-Франческо делла Винья, и фрески для виллы Соранцо содержат явные черты венецианской школы. Эти работы обозначили в жизни Веронезе переход от статуса "начинающего живописца" к статусу "зрелого мастера".

В 1555 г. Веронезе приступил к работе над оформлением церкви Сан-Себастьяно. Будучи уже вполне опытным художником, он смог создать в своих произведениях иллюзию "открытого пространства", расширив и углубив изображение за счет архитектурных деталей, которые иногда выглядят столь же реальными, как "настоящие". Мастер не считал нужным "умещать" сюжет в рамках одного полотна. Весьма эффектно выглядит, например, римский лучник: его стрела словно пересекает неф и вонзается в святого Себастьяна, изображенного на противоположной стене.

В 1560-61 годах художник трудился над знаменитым циклом фресок для виллы Барбаро. Вилла была построена в 1558 году архитектором Андреа Палладио. Даниэле Барбаро, хозяин виллы, сам разработал единый проект ее оформления, согласно которому Веронезе должен был в своих фресках прославить Универсальную Гармонию (ее составляющими Барбаро видел Любовь, Мир и Фортуну), покоящуюся на Божественной Мудрости.

Примерно в это же время художник увлекся "трапезами", прославившими его. В них отчетливо сказалась манера мастера - спокойная, не слишком эмоциональная, скорее декоративная, чем натуралистическая. Все свое внимание Веронезе сосредоточивает на воссоздании архитектурной среды, передаче световых бликов на стеклянных и серебряных сосудах и тому подобных красивых подробностях жизни. Эти полотна пленяют (а порой - даже подавляют) зрителя обилием живописных деталей, яркими цветами, роскошными и многообразными фактурами.

К 1570 году Веронезе уже является автором таких произведений, как "Мученичество святого Себастьяна" и "Семейство Дария перед Александром". В них тоже силен элемент декоративности, но в данном случае он проявляется в придании фигурам исторических персонажей и святых монументальности и торжественности. В некоторых случаях эта торжественность поз не слишком соотносится с сюжетом картины, но, тем не менее, производит несомненное впечатление на зрителя. Таковы и другие картины этого периода - "Святое семейство со святыми", "Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми" и "Венера и Адонис".

Стоит отметить, что в 1570-е годы Веронезе писал много "светских" картин. В это время он создал серию "Аллегории любви", состоящую из четырех картин ("Счастливый Союз", "Разочарование", "Неверность" и "Уважение"). Наслаждения, даруемые любовью, и ее злоключения художник живописал в обычной для себя - роскошной и красочной - манере. Кроме этих работ, несомненно, заслуживает внимания цикл, созданный Веронезе для Рудольфа II Пражского (впрочем, как уже говорилось, неизвестно, заказывал монарх эти картины сам или же приобрел их позднее). Среди полотен, входящих в этот цикл, особенно известны "Геркулес на распутье" и "Венера и Марс, связанные Амуром".

Вся вторая половина 1570-х годов была посвящена работе над Залом Коллегии Дворца дожей, восстановленным после пожара. Веронезе оформил Зал Коллегии аллегорическими сценами, в которых прославлялась Венецианская республика. Залог ее процветания художник видел в "Вере", "Религии" и "Христианских добродетелях". Фигуры "добродетелей" легко распознаются по изображенным рядом с ними соответствующим атрибутам. Верности соответствует собака, Чистоте - горностай, Кротости - ягненок, Вознаграждению - игральные кости и корона. Символом Воздержания стал орел, Диалектики - паутина, Бдительности - цапля, а Процветания - разумеется, рог изобилия. Эти аллегории Веронезе дополнил "Венецией-властительницей с фигурами Справедливости и Мира", а также "Эпизодами из греческой и римской истории".

На этом труды мастера по оформлению Дворца дожей не закончились. Пожар 1577 года уничтожил Зал Большого Совета, и республика вновь привлекла своего "официального живописца" к работе над росписями. Для Зала Большого Совета Веронезе написал грандиозное полотно "Триумф Венеции".

Возможно, художник и далее прославлял бы могущество Венеции в пышных и ярких аллегориях. Но времена изменились, эпоха настойчиво потребовала других сюжетов. Работы Веронезе 1580-х годов посвящены религиозной тематике. И, надо сказать, они весьма сильно отличаются от тех, что были созданы им прежде. Художник умерил свой "колористический пыл", изображая события ранней истории христианства в строжайшем соответствии со Священным Писанием (что не могло не импонировать деятелям Контрреформации).

Первый религиозный цикл, созданный Веронезе в эти годы, состоит из одиннадцати картин и содержит сцены из жизни Христа и святых Николая и Франциска. Художник выполнил его для церкви Сан-Николо деи Фрари, называемой в народе Сан-Николо делла Латтуга. Второй цикл на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов заказал мастеру один из монастырей. В этих произведениях во всей полноте отразилось стремление художника следовать установлениям Тридентского собора, касающимся написания религиозных полотен. Архитектурный фон, на котором Веронезе пишет эти сцены, уже не поражает богатством и сложностью деталей. Часто живописец использует в качестве фона пейзаж (почти всегда - довольно мрачный).

В 1585 году Веронезе создал "Тайную вечерю" для церкви Санта-София. Любопытно сравнить ее, например, с той "Вечерей", что впоследствии была переименована в "Пир в доме Левия". В поздней "Тайной вечере" все соответствует Писанию. Никаких шутов и попугаев, могущих встревожить Святую Инквизицию, зритель здесь не найдет. Простые детали, приглушенный колорит, скромно накрытый стол, величественная и печальная фигура Христа. Впрочем, быть может, мы ошибаемся, приписывая изменение манеры мастера одним лишь постановлениям Тридентского собора. Вполне возможно, у стареющего Веронезе были к тому и другие, более глубокие причины - например, мысли о близящейся смерти.
Назад К списку картин