Искусство

История искусства

Западноевропейское искусство XIX века

Девятнадцатыи век - одна из увлекательнейших страниц истории искусства. Это столетие дало ряд замечательных памятников, отличающихся высоким художественным мастерством, которые до сих пор продолжают доставлять нам наслаждение. Многие из них очень близки нам по своей идейной направленности: они были созданы во время ожесточенной борьбы за реалистическое искусство, за искусство, тесно связанное с прогрессивными идеями своего времени, с мыслями и чаяниями народа.

Французская буржуазная революция (1789 - 1794) открыла новый период в истории Европы. Во Франции был низвергнут старый феодальный мир и на смену ему пришел новый порядок, который утвердил господство буржуазии. Процесс разложения феодального строя был характерен и для других европейских государств. Однако он протекал далеко не равномерно во всех странах. В одних буржуазная революция была позади, например в Англии она совершилась в середине XVII века. Во Франции она произошла позднее, но зато это была революция, в которой победа буржуазии над феодальным обществом была полной. Ряд стран находился долгое время в состоянии феодальной раздробленности (Германия), а другие, кроме того, в зависимости от своих более могущественных соседей, как, например, Италия от Австрии или Польша после 3-го раздела - от России, Австрии, Пруссии.

Развитие капиталистических отношений, борьба за национальную культуру, которая велась на почве освободительных движений, привели к возрождению тех художественных школ, развитие которых в силу исторических причин было прервано на многие годы, а иногда даже на столетия, как, например, в Румынии или Болгарии.

Не имея возможности в кратком очерке осветить развитие каждой национальной школы, остановимся на самых существенных явлениях в развитии западноевропейского искусства. Большее внимание будет уделено искусству Франции, так как Франция в это время наряду с Россией занимает ведущее место в области изобразительного искусства, и "о Франции характерные особенности буржуазного искусства в XIX веке выявились особенно ярко. Путь, проделанный французским искусством, в какой-то мере был характерен и для других стран Западной Европы.

Период от французской буржуазной революции 1789 года до Парижской коммуны (1871) был периодом революций и национально-освободительных движений. В эту эпоху все активнее развивается борьба широких народных масс за свои права, и впервые на арену истории выступает пролетариат, а Парижская коммуна, хотя и временно, дала власть в руки рабочего класса.

Ожесточенная классовая борьба в XIX веке нашла отражение и в области идеологии и в значительной мере обусловила острую борьбу на художественном фронте. Художники, отражавшие прогрессивные идеи своего времени, как правило, не получали государственные заказы, их произведения не покупали в музеи, не принимали на государственные выставки (Салоны), так как члены жюри выставок были обычно представителями официальных кругов.

Официальное искусство стояло далеко от жизни, от идей, волнующих общество. Наоборот, специфическая черта прогрессивного искусства - его реалистическая основа, глубокая связь с передовыми идеями своего времени. Эта тенденция легко различима в наиболее значительных художественных течениях первой половины XIX века - в революционном классицизме и в прогрессивном романтизме* (* В настоящей брошюре в основном рассматривается прогрессивная линия развития искусства XIX века.) .

Революционный классицизм обращается к античному миру, его образам, но идеалы античности для него тесно связаны с современной историей. Прославление патриотизма, гражданской доблести - все это было чрезвычайно актуально в период Французской революции. Революционный классицизм, утверждающий гармонию отношений человека с действительным миром, когда личные интересы сливаются с общественными, полное и достойное свое проявление нашел именно в это время (лучшим его представителем был французский художник Луи Давид). Позднее, з период Империи и затем Реставрации Бурбонов, классицизм утрачивает свою революционную сущность, превращается в далекое от жизни искусство, приобретает консервативный характер, против которого ведут борьбу все передовые и прогрессивные художники.

На рубеже XVIII и XIX веков возникает и другое течение - романтизм; романтизм - понятие очень широкое, в нем мы можем различить два направления. Одно характерно для тех, кто восставал против буржуазного порядка с консервативных реакционных позиций. Эти представители выступали, по выражению К. Маркса, как "первая реакция против французской революции и связанного с нею просветительства". Другое направление - прогрессивное, его представители черпали вдохновение в идеях французской революции, но были разочарованы ее результатами, то есть приходом к власти крупной буржуазии. Для представителей этого направления характерны оппозиционные настроения. Но в этих направлениях романтизма были и общие черты: в отличие от классицизма, в основе которого лежит рационалистическое начало, в романтизме ярко выступает эмоциональная сторона творчества, художники отказываются от установленных классицизмом правил и норм.

Романтизм достиг наибольшего расцвета во Франции в 20 - 30-х годах и оставался в европейском искусстве очень долго, вплоть до 70 - 80-х годов XIX века. К романтизму обращаются исторические живописцы многих народов, отстаивающих свою национальную независимость (венгерский художник Мадарас, чехословацкий - Брожик, польский - Матейка и др.).

Революционный классицизм и прогрессивный романтизм стремились к связи искусства с общественной жизнью. Однако широкий охват жизненных явлений не был характерной чертой ни классицизма, ни романтизма. Акцент на эмоциональном восприятии действительности, выбор только выдающихся, из ряда вон выходящих явлений ограничивали возможности романтизма. В реалистическом направлении середины XIX века будут и в дальнейшем развиваться идейность классицизма и романтизма и эмоциональное отношение к миру, но вместе с тем оно поставит своей задачей всестороннее отображение действительности и утверждение реального мира в его конкретных формах.

Расцвет реализма падает на 40 - 50-е годы, на период наиболее обостренных классовых противоречий * (* В 1846-1849 годах не было почти ни одного государства, где бы не вспыхнуло революционное восстание. Революцией были охвачены Германия" Австрия, Италия, Испания, Бельгия и многие другие страны.) , когда во Франции, по выражению В. И. Ленина, началась уже "первая великая гражданская война между пролетариатом и буржуазией". Характерной особенностью реализма середины XIX века было то, что вместе с утверждением действительного мира появляется и его критическая оценка, о чем говорит творчество Домье, Курбе и других художников.

Реалистическое искусство было всегда тесно связано с передовыми идеями своего времени, и народ, простой человек, становится в центре внимания художников. Можно утверждать, что прогрессивное западноевропейское искусство на протяжении всего периода от французской буржуазной революции до Парижской коммуны было идейным и демократичным вне зависимости от направлений: революционный классицизм, прогрессивный романтизм или критический реализм. Художники не оставались безучастными к социальным потрясениям, их искусство рождалось в бурях революций, и часто они сами были активными их участниками.

* * *

Одним из основоположников нового искусства является Луи Давид (1748 - 1825), имя которого неразрывно связано с французской буржуазной революцией.

"Художественные произведения, - пишет Давид, - достигают цели не только тем, что очаровывают зрение, но и тем, что проникают в душу, производят на дух глубокое впечатление, подобное действительности. Вот тогда-то черты героизма, гражданских добродетелей, открытые перед взорами народа, электризуют его душу и порождают в нем стремление к славе, к самопожертвованию на благо отечества". Эти свои принципы Давид проводил в художественной практике.

В картинах, написанных еще до Французской революции, - "Клятва Горациев", "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" - художник прославляет мужество, самопожертвование, гражданственность, героизм. Сюжеты из древней истории взяты художником для того, чтобы поднять значение этих тем, таких актуальных для предреволюционного периода Франции. Обе картины написаны в духе классицизма. Жесты героев сдержанны, композиция статична, четко, пластично вылеплены фигуры, красивы замкнутые абрисы групп. Все это придает композициям Давида торжественность и величие.

В период революции Давид, член Конвента, находит время, чтобы увековечить современные события. В "Клятве в зале для игры в мяч" он запечатлел один из первых эпизодов революции. Но подлинным шедевром Давида и вообще лучшим произведением революционных лет является картина "Смерть Марата" (илл. 1). Художник представил Марата в той обстановке, в которой видел его в последний pas: "...Я нашел его в позе, которая меня поразила, - говорил Давид в своей пламенной речи в Конвенте. - Около него был деревянный чурбан, на котором были помещены чернила и бумага; его рука, протянутая из ванны, писала его последние мысли о благе народа". На картине Давид изобразил эту руку уже безжизненно повисшей, хотя другая еще держит предательское письмо Шарлотты Корде; голова поникла на плечо.

1.Луи Давид. Смерть Марата. 1793
1.Луи Давид. Смерть Марата. 1793

Чувство возвышенного, руководившее художником, дало ему возможность создать героическое, монументальное произведение. Смело и четко вылеплено тело на фоне большой пустой плоскости темной стены. Тяжело падают складки простыни, будто высеченные из мрамора. Лаконичная надпись, сделанная на деревянном чурбане: "Марату - Давид", превращает этот чурбан как бы в надгробную плиту. А когда Давид представлял эту картину Конвенту, то дважды в своей речи подчеркнул, что он намеренно изобразил изменившееся лицо Марата: "...Пусть его побежденные враги побледнеют, увидев вновь его изменившиеся черты...- говорит Давид. - ...Ваши взгляды скользнут по посиневшим и окровавленным чертам Марата. Они напомнят Вам о его добродетелях...". Давид этими словами как бы оправдывается, что решился изобразить не прекрасное, спокойное лицо, как в картине "Смерть Лепелетье", а лицо, которого коснулась смерть. Но в этом нарушении норм классицизма была как раз большая удача художника, именно этим он достиг особой выразительности, глубокой проникновенности и реалистической правды. Это произведение - памятник герою и вместе с тем острый реалистический портрет умершего друга, написанный с большим чувством. Реалистическая направленность, ощутимая в этом произведении, необычайно ярко раскрылась в портретном творчестве Давида. Его портреты революционных лет всегда просты, за немногими исключениями он дает их на гладком фоне, но тем яснее выявляется индивидуальный облик и характер портретируемого. С какой прямолинейностью Давид изображает неправильные черты лица Мишеля Лепелетье (имеется в виду его портрет, находящийся в Национальной библиотеке Парижа): выпуклый покатый лоб, неправильной формы нос; художник дал профильное изображение, чтобы яснее были видны индивидуальные особенности лица. Но в этом портрете человека с некрасивыми чертами лица виден характер волевой и энергичный.

Стремление художника передать индивидуальные черты модели и дать психологическую характеристику очень ясно видно в семейном портрете Мишеля Жерара (1790-е годы, илл. 2). Вместе с тем бросается в глаза, что серьезное выражение придано даже детским лицам. Сдержанность и даже некоторая суровость вообще присущи портретам Давида этого периода.

2. Луи Давид. Портрет Мишеля Жерара с семьей. 1790-е годы
2. Луи Давид. Портрет Мишеля Жерара с семьей. 1790-е годы

Особенностью портретов Давида является и то, что это люди нового времени, что видно и в портрете Жерара, и Лепелетье, и в автопортретах. Везде изображен человек, освобожденный от сословных пут, значительный своими личными качествами. Эти качества нового человека нашли наиболее яркое выражение в портрете "Зеленщицы" (1795), в котором Давид создал образ волевой, сильной женщины из народа - участницы революции.

Идеи Французской революции распространились по всему миру, они проникли за Пиренеи, в Испанию, где свирепствовала инквизиция, где народ томился под гнетом католической церкви. И в то же самое время, когда Давид по заказу революционного правительства создавал свои лучшие произведения, полные революционного героизма, его сверстник Франсетско Гойя (1746 - 1828) работал над серией "Капричос" (1793 - 1797), отражая в ней трагедию испанского народа.

Когда лист за листом просматриваешь эту работу художника, создается впечатление какого-то давящего кошмара, где фантастика переплетается с реальностью, где человека окружают и терзают страшные чудовища* (* Образы Гойи вдохновляли Виктора Гюго. В "Соборе Парижской богоматери", описывая затворницу (мать Эсмеральды) в Крысиной норе, он пишет: "Это был один из тех призраков, наполовину погруженный во мрак, наполовину залитый светом, которых видишь либо во сне, либо на причудливых полотнах Гойи, - бледных, недвижных, зловещих, присевших на чьей-нибудь могиле или прислонившихся к решетке темницы".) . Так представлялась окружающая жизнь испанскому художнику, когда он создавал это бессмертное творение. Но в этих листах есть еще и другой смысл: они были и острой политической сатирой. В листе "Не под силу тебе" изображены аристократы в виде ослов, едущих на людях из народа; в другом дана сатира на продажную магистратуру ("Как они ее обдирают"), на бездарных командиров армии ("Понятно, что я сказал...", "Намотайте на ус, а не то..."). Многие листы посвящены разоблачению монахов, их ханжества, обжорства, пьянства. Целый ряд офортов показывают ужасы инквизиции: "Исправление", "Покорный обед". Здесь Гойя широко пользуется гротеском. Но, изображая жертвы инквизиции (как, например, в листе "Этому праху!") или показывая запуганных женщин ("Что может портной"), художник вкладывает в свои произведения чувство сострадания, создает глубокие поэтические образы. Несмотря на мрачный характер "Капричос", Гойя верит, что царству мрака наступит конец. Об этом свидетельствует лист "Час настал!", в котором; изображены монахи, корчащиеся от ужаса в предчувствии часа расплаты.

В силу политической обстановки Гойя должен был зашифровывать свою сатиру, скрывать изображенных лиц, но порой в чудовищах можно узнать Карла IV и его супругу Марию-Луизу ("Смотрите, какие важные"). Вся серия пронизана ненавистью к окружающей художника действительности.

Быстрыми, нервными штрихами стремится Гойя воплотить возникшие перед ним видения. Он хочет достигнуть наибольшей выразительности; в офортах художник обычно не дает большого пространства, а, наоборот, старается как бы вытолкнуть изображение поближе к зрителю и тем самым показать, что чудовища находятся где-то совсем рядом, они иногда даже не умещаются в поле зрения; поэтому края фигуры часто срезаны рамкой, как, например, в офорте "Исправление". Редко персонажи находятся в спокойном состоянии, в большинстве своем они даны в сильном движении, что создает ощущение беспокойства и напряженности.

В марте 1808 года французские войска во главе с маршалом Мюратом вошли в Испанию, и народ Испании поднялся на борьбу за свою независимость. В картине "Восстание 4 мая" Гойя передает один из самых трагических моментов восстания, когда мамелюки, посланные Мюратом, напали на народ. Происходит ужасная резня на Пуэрта дель Соль, свидетелем которой был художник. На узком пространстве улицы, стесненной домами, Гойя сумел показать драматическое напряжение битвы. Художник изобразил народ, который не боится умереть, отстаивая свою национальную независимость.

В этот день Мюратом были захвачены в плен несколько сот повстанцев, и всех их без суда ночью расстреляли. Это событие изображает Гойя в картине "Расстрел повстанцев" (1808. илл. 3). Захватывающее впечатление производит эта картина на зрителей. Написать так мог только тот, кто сам с предельным волнением переживал это событие. Несомненно, Гойя был потрясен той расправой, которую учинили французы испанскому народу. Яркий свет фонаря освещает группу повстанцев. Их движения взволнованны, они сохраняют мятежный дух до последней минуты. Им противопоставлены мрачные, безликие солдаты-марионетки, безжалостно направляющие свои ружья в сторону испанцев. Чтобы со всей убедительностью передать трагизм этой взятой из жизни сцены, Гойя обрисовал переживания каждого отдельного человека. Один из них широко раскинул руки и смело встречает смерть, в лице его выражена ненависть, он еще полон сил. Его фигура ярче всех освещена, и не случайно он стоит выше других и является центром картины. Другой рядом с ним слегка пригнулся, его кулаки сжаты, он как бы собирает последние силы, но способен еще выкрикнуть проклятия. Наконец, третий склонился еще ниже, поник и сейчас упадет, и тело его будет лежать в луже крови рядом с телами убитых товарищей. Гамма переживаний и ритм движений в картине подобны мощному аккорду, постепенно замирающему и переходящему и молчание смерти. Но художник не дает нашему взгляду долго задерживаться на телах убитых. Резкие блики света на ружьях, которые как бы передают треск ружейных выстрелов, заставляют всматриваться в глубину картины, где во мраке виднеется город и откуда прямо на зрителя идут новые жертвы медленным, тяжелым шагом. Яркий свет левой части картины и затемненная правая сторона, интенсивные желтые пятна, беспокойные яркие блики, противопоставление волнению испанцев механически четких движений солдат повышают драматизм произведения. В "Расстреле повстанцев" мы видим новый подход к исторической живописи, который будет характерен для прогрессивного романтизма. С начала возникновения творческого замысла художником руководят эмоциональное восприятие действительности и активное отношение к жизни.