СКУЛЬПТОР ИВАН МАРТОС
И. Мартос. Надгробие Е. Чичаговой. Фрагмент. Бронза. 1813. И. Мартос. Надгробие М. Собакиной. Фрагмент. Мрамор. 1782. |
В своих произведениях Мартос всегда широко использовал рельеф, развертывая перед зрителем обстоятельный сюжет. Обычно развивающийся
во времени сюжет автор делал пояснением, дополнением, своеобразной иллюстрацией к центральному образу композиции. Этот прием
особенно настойчиво применялся в позднейшем монументальном творчестве скульптора, в частности, в вершине его искусства - памятнике
Минину и Пожарскому. Рельефы пьедестала воплощают моменты борьбы русского народа против польских интервентов. Нижегородские
граждане жертвуют свое достояние на дело спасения Отечества. Сам художник увековечил себя с двумя сыновьями, которых он отдает в
ополчение. Известно, что один сын ваятеля сражался под Москвой в армии Кутузова, а другой - пенсионер Академии художеств - был
застигнут войной во Франции и там погиб.
В рельефе царит жест протянутых рук, отчетлив гордый пафос самопожертвования. Этот внутренний динамизм рельефной сцены заметно перекликается с напряженным состоянием фигур главных героев, с горячим призывом земского старосты Козьмы Минина к больному князю Дмитрию Пожарскому подняться на борьбу за освобождение Москвы. Взаимоотношение двух фигур в скульптурной композиции - сложная задача. С нею мастер справился блестяще, отказавшись от первоначального проекта, в котором герои-патриоты были представлены стоящими, и доведя до совершенства окончательный вариант, соответствующий эмоциональной атмосфере действительных исторических событий. Памятник богат и выразителен не только общей монументальной формой, чеканным силуэтом, но и разнообразием объемов, пластической слитностью фигур воедино, сдержанной силой и величавой простотой. Выбор места для памятника осуществлен был автором. Правда, уже в наше время местоположение памятника в незначительной степени изменилось. Но был сохранен первоначальный основной замысел скульптора. Общее решение монумента строго соответствовало установлению его не в середине площади, а на краю - лицевой стороной к Кремлю. Уже издали памятник отчетливо вырисовывается и воспринимается как неотъемлемая часть Красной площади. Здесь вершились важнейшие события в жизни нашего народа. Так, в начале этого рассказа мы как бы в действительности ощущали волнение и слышали гордую поступь героев Отечественной войны 1812 года, маршировавших мимо великого творения Мар-тоса. А вспомним картину К. Юона "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", стройные суровые ряды красноармейцев, уходивших прямо с парада на фронт. И герои Великой Отечественной войны видели перед собой давно любимое и знакомое изваяние славных освободителей русской земли. Вдохновляющим примером был для них патриотический призыв великих предков. Сегодня памятник Минину и Пожарскому дает нам возможность воздать должное прошлому, укрепить уверенность в будущем. Образы, созданные Иваном Петровичем Мартосом, не оставляют равнодушными зрителей, они вызывают сердечный отклик, будят добрые чувства, воспитьгаают любовь к Родине, уважение и интерес к нашей истории. О. Кирюхин, |
Начало | Мартос: Надгробие княгини Е.И. Гагариной |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер