Искусство

История искусства

СКУЛЬПТОР ИВАН МАРТОС

И. Мартос. Надгробие Е. Чичаговой. Фрагмент. Бронза. 1813.

И. Мартос. Надгробие Е. Чичаговой. Фрагмент. Бронза. 1813.

И. Мартос. Надгробие М. Собакиной. Фрагмент. Мрамор. 1782.

И. Мартос. Надгробие М. Собакиной. Фрагмент. Мрамор. 1782.
    В своих произведениях Мартос всегда широко использовал рельеф, развертывая перед зрителем обстоятельный сюжет. Обычно развивающийся во времени сюжет автор делал пояснением, дополнением, своеобразной иллюстрацией к центральному образу композиции. Этот прием особенно настойчиво применялся в позднейшем монументальном творчестве скульптора, в частности, в вершине его искусства - памятнике Минину и Пожарскому. Рельефы пьедестала воплощают моменты борьбы русского народа против польских интервентов. Нижегородские граждане жертвуют свое достояние на дело спасения Отечества. Сам художник увековечил себя с двумя сыновьями, которых он отдает в ополчение. Известно, что один сын ваятеля сражался под Москвой в армии Кутузова, а другой - пенсионер Академии художеств - был застигнут войной во Франции и там погиб.

    В рельефе царит жест протянутых рук, отчетлив гордый пафос самопожертвования. Этот внутренний динамизм рельефной сцены заметно перекликается с напряженным состоянием фигур главных героев, с горячим призывом земского старосты Козьмы Минина к больному князю Дмитрию Пожарскому подняться на борьбу за освобождение Москвы. Взаимоотношение двух фигур в скульптурной композиции - сложная задача. С нею мастер справился блестяще, отказавшись от первоначального проекта, в котором герои-патриоты были представлены стоящими, и доведя до совершенства окончательный вариант, соответствующий эмоциональной атмосфере действительных исторических событий.

    Памятник богат и выразителен не только общей монументальной формой, чеканным силуэтом, но и разнообразием объемов, пластической слитностью фигур воедино, сдержанной силой и величавой простотой. Выбор места для памятника осуществлен был автором. Правда, уже в наше время местоположение памятника в незначительной степени изменилось. Но был сохранен первоначальный основной замысел скульптора. Общее решение монумента строго соответствовало установлению его не в середине площади, а на краю - лицевой стороной к Кремлю.

    Уже издали памятник отчетливо вырисовывается и воспринимается как неотъемлемая часть Красной площади. Здесь вершились важнейшие события в жизни нашего народа. Так, в начале этого рассказа мы как бы в действительности ощущали волнение и слышали гордую поступь героев Отечественной войны 1812 года, маршировавших мимо великого творения Мар-тоса. А вспомним картину К. Юона "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", стройные суровые ряды красноармейцев, уходивших прямо с парада на фронт. И герои Великой Отечественной войны видели перед собой давно любимое и знакомое изваяние славных освободителей русской земли. Вдохновляющим примером был для них патриотический призыв великих предков. Сегодня памятник Минину и Пожарскому дает нам возможность воздать должное прошлому, укрепить уверенность в будущем. Образы, созданные Иваном Петровичем Мартосом, не оставляют равнодушными зрителей, они вызывают сердечный отклик, будят добрые чувства, воспитьгаают любовь к Родине, уважение и интерес к нашей истории.

О. Кирюхин,
народный художник РСФСР

Начало Мартос: Надгробие княгини Е.И. Гагариной