Искусство

История искусства

Памятник Петру I

Э. М. Фальконе. Медный всадник. Фотография из фондов Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Э. М. Фальконе. Медный всадник. Фотография из фондов Музея архитектуры имени А. В. Щусева.


    Фальконе повезло: сама природа словно создала этот монолит для постамента. Однако как доставить 80-пудовую гранитную глыбу в Петербург? Решено было подтащить камень к берегу Финского залива и далее водным путем доставить его к Исаакиевской набережной. Перевозка "гром-камня" по суше потребовала специального устройства. Под монолит были подведены два параллельных деревянных желоба, по ним перекатывались бронзовые шары. Поверх были положены еще желоба, на которых находился монолит. Передвигали камень с помощью канатов и воротов. По сигналу барабанщиков рабочие приводили в движение ворота и подтягивали камень по желобам. 27 марта 1770 года "гром-камень" был благополучно доставлен к берегу, теперь ему предстояло путешествие по воде. Для этого было построено грузовое судно- прам. В память о беспрецедентной эпопее перевозки "гром-камня" была выбита медаль с надписью: "Дерзновению подобно".

    Не менее удивительна и история отливки "Медного всадника". Сложность литейных работ состояла в том, что верхняя часть памятника должна быть более облегченной, тогда как нижняя - круп коня и его задние ноги - более массивной. Это обеспечивало устойчивость скульптурной группы, имевшей только три точки опоры. Убедившись в невозможности доверить отливку кому-либо другому, Фальконе сам берется за это. Он изучает литературу, делает пробные отливки. Прекрасного помощника Фальконе нашел в лице русского литейщика Емельяна Кайлова, работавшего в Арсенале. К литью приступили в 1775 году. По недосмотру одного рабочего сгорела верхняя часть формы, и разлившийся расплавленный металл вызвал в мастерской пожар. В этой критической ситуации Кайлов проявил необычайное хладнокровие и самоотверженность. С риском для жизни он продолжал отливку статуи. После повторного литья верхней части монумента обе половины были соединены по шву и прочеканены.

    В процессе создания монумента ярко проявился талант многих русских мастеров. Среди них в первую очередь надо назвать Семена Вишнякова, строившего прам для перевозки "гром-камня", кораблестроителя Григория Корчебникова, предложившего конструкцию этого судна, Емельяна Кайлова, взявшего на себя литейные работы. Многие простые люди, вложившие свой труд в создание памятника, воплотили замысел великого скульптора.

    Создание памятника Петру I стало крупным событием в общественной и культурной жизни России конца 60-х - начала 80-х годов XVIII века.

    Со времени установки памятника прошло более 200 лет, но и сейчас, как много десятилетий назад, он продолжает восхищать глубиной творческой мысли, являясь символом города, основанного Петром.
Гром-камень - пьедестал для памятника Петра Великого. Ксилография. 1781. Обделка гром-камня у Лахты. Ксилография. 1781.
"Гром-камень" - пьедестал для памятника Петра Великого.
Ксилография. 1781.
Обделка "гром-камня" у Лахты.
Ксилография. 1781.


Начало