Искусство

История искусства

Федос Щедрин



Скульптор изобразил Изяслава Мстиславовича в правой части рельефа, в момент наивысшего напряжения. Сорвав с головы шлем, князь повелительным жестом останавливает устремившихся к нему четырех воинов. Бурная экспрессия порыва объединяет их фигуры в монолитную группу. Здесь Щедрин вновь обнаруживает отличное знание анатомии человеческого тела, умение превосходно передать его пластику, точно найти соразмерность и уравновешенность в расположении масс, подчеркнуть осязаемость, весомость форм сочным рисунком драпировок. Рельефу Щедрина присущ психологизм решения. С особой отчетливостью он проступает в сравнении с работой Козловского. Как более последовательный классицист Козловский избегает бурной экспрессии. В его рельефе преобладают чистота линий и мелодичность ритма, восполняющие отсутствие психологических характеристик.

По-иному решил сцену Щедрин. На лицах его героев - азарт и ярость схватки. Особенно богата эмоциональная характеристика центрального воина. Он весь во власти бурных противоречивых чувств: упоение битвой внезапно сменяется ужасом оттого, что в настигнутом враге он узнал князя. Рядом с идеализированной красотой героев Козловского особенно ярко проявляется своеобразие типажей Щедрина. Если в рельефе, изображающем обнаженного натурщика, еще только намечались отдельные пропорции и черты мужского типа, впоследствии ставшего излюбленным в творчестве скульптора, то здесь его можно рассматривать как вполне сформировавшийся. У персонажей Щедрина всегда будут приземистые, сильные, ладно сработанные фигуры и характерные, исконно русские, широкоскулые, мягко очерченные лица.

Как справедливо заметил советский искусствовед В. Н. Петров, "Щедрин оказался менее восприимчивым к тенденциям классицизма". Общая композиция и повышенно экспрессивное решение рельефа, еще более акцентированное энергичной моделировкой форм, позволяют отнести его к стилю барокко. О том же свидетельствует и характер драпировки фигур, данной то обобщенно, декоративными плоскостями, то целым каскадом прихотливо ниспадающих дробных складок. Фон рельефа, изображающий среду, где происходит действие, также не отвечает эстетике классицизма, требовавшей нейтрального фона.

За эту работу Щедрин был награжден большой золотой медалью, победив своих товарищей, в том числе и Козловского, получившего лишь "второе награждение". Большая золотая медаль означала возможность дальнейшего образования, живого приобщения к европейской культуре.

Осенью 1773 года Щедрин уезжает во Флоренцию. Ему двадцать два года. В Россию он вернется лишь через двенадцать лет, многое повидав и восприняв.

Занятия в крупнейших европейских академиях, участие в устраиваемых здесь конкурсах, захлестнувший его водоворот событий и впечатлений во многом заслонили то, что происходило на родине.

А Россия жила напряженной жизнью. Екатерина II, не пожелав передать власть своему сыну и законному наследнику Павлу I, достигшему в 1772 году совершеннолетия, уповала на силу гвардейских штыков и растущий международный престиж страны. Победы, одержанные русской армией под командованием выдающихся полководцев П.А.Румянцева и А.В.Суворова, в 1774 году решили исход русско-турецкой войны. А в 1783 году, когда крымский хан отрекся от власти, Россия получила Крым и выход к Черному морю. Но это процветание было неустойчивым. Исподволь назревавшее негодование народных масс против усиливающейся крепостнической эксплуатации вылилось в 1773-1775 годах в последнюю в истории России крестьянскую войну под руководством донского казака Е. И. Пугачева. Страх верхов был так велик, что к месту казни Пугачева на Болотную площадь в Москве допустили лишь дворян. Следствием страха явилась в 1785 году Жалованная грамота дворянству, подтвердившая все дворянские права и привилегии. Но Жалованной грамотой было подтверждено и другое - замедленный ход политического и экономического развития самодержавной России, особенно сравнительно с Англией, передовой страной Европы, где буржуазная революция в то время уже открыла дорогу капитализму.

Консерватизм в области политики Екатерина II умело маскировала игрой в просвещенный абсолютизм, рисуясь прилежной ученицей Вольтера, приятельницей Дидро, Деламбера и Гримма. Как "истинная энциклопедистка" она взяла на себя труд руководить художественной жизнью страны, стремясь таким образом регламентировать и направлять развитие русской общественной мысли и русской литературы. Но именно литература, или, как говорили в XVIII веке, изящная словесность, опередив изобразительное искусство, выступила с критикой абсолютизма.

В 1781 году была закончена, а в 1782 году поставлена лучшая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль", нарисовавшая убийственные картины быта и нравов дворян-крепостников. В это же время активную просветительскую деятельность явно антиправительственного характера развивает Н. И. Новиков. Наконец, вершиной нарастающей оппозиции передовой русской литературы стала ода "Вольность" А. Н. Радищева - первое открытое революционное стихотворение в России, завершенное в 1783 году и предвещавшее появление еще более обличительного произведения, которым явилось "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790).

Все эти события русской действительности, о которых, по-видимому, Щедрин знал, не оказали существенного влияния на его творчество. Молодой скульптор был всецело захвачен работой и новыми впечатлениями.

Назад К списку работ Продолжение