Искусство

История искусства

Федос Щедрин



В ее стенах он провел восемь ученических лет, работая с завидным упорством и мастерством, получая награды и грамоты, неизменно оставаясь в числе лучших. Наряду с основными занятиями по специальности, Академия давала своим ученикам неплохое по тому времени общее образование. Большое внимание уделялось иностранным языкам, истории, мифологии, анатомии, перспективе и математике, знание которой в XVIII веке считалось необходимым для овладения любым видом искусства. Здесь же, в Академии, Щедрин выучился игре на скрипке. Вообще обучение так называемым "смежным искусствам" - пению, танцам - было обязательным для всех воспитанников.

Вводя занятия "смежными искусствами" в академическую программу, имели в виду и всестороннее художественное развитие учащихся и прямое взаимовлияние искусств. Считалось, например, что музыка развивает чувство гармонии, танец позволяет на практике познать пластику человеческого тела, а участие в театральных постановках способствует постижению законов композиции. О серьезности этих занятий свидетельствует тот факт, что из числа учеников Академии вышел один из виднейших русских композиторов XVIII века Е. И. Фомин, а П. Соколов, выпускник 1779 года, был удостоен специальной золотой медали за успехи в музыке и отправлен в Болонью для завершения музыкального образования. Федос Щедрин не проявил выдающихся музыкальных способностей, но любовь к музицированию, к участию в домашних и академических концертах сохранил навсегда, передав сыновьям.

На протяжении обучения Федоса Щедрина в Академии его неизменным наставником оставался Н. Жилле, французский скульптор, в 1758 году вызванный из Парижа для руководства скульптурным классом. Это было время, когда в русском искусстве утверждался новый стиль - просветительский классицизм. Педагогическая система Академии последовательно проводила два принципа: изучение живой действительности и памятников классического наследия. За двадцать лет своего бессменного профессорства Жилле воспитал замечательную плеяду русских ваятелей - Ф. И. Шубина, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина. И эта его поистине огромная заслуга перед русским искусством значительно превзошла собственное дарование мастеровитого, но не слишком талантливого и самобытного скульптора, обнаруживающего в своих произведениях черты рококо и барокко.

Федос Щедрин, как и его товарищи по скульптурному классу Жилле, постепенно овладевал профессиональным мастерством. Первоначально юноши копировали рисунки старых мастеров, далее им предлагалось рисовать с гипсовых орнаментов и фигур. И, наконец, завершалось образование в натурном классе. Жилле как педагог большое внимание уделял лепке с натуры. Именно он, осуществляя идею первого президента Академии художеств И. И. Шувалова, организовал натурный класс. В постановках же и программных заданиях Жилле ориентировался на декоративную скульптуру. Эти особенности русской академической школы и педагогической системы Жилле со всей очевидностью сказались в ученических работах его воспитанников, в том числе и в сохранившихся работах Щедрина.

Самая ранняя из них - гипсовый этюд 1769 года, - изображает обнаженного натурщика с грузом на плечах. Поддерживая свою тяжкую ношу, человек шагает на зрителя. Его вынесенная вперед нога и руки вылеплены в высоком рельефе. Вся тяжесть тела перенесена на пальцы другой ноги. Верхняя часть рук натурщика и груз, который он несет, утрачены. Напряженная поза позволяет выявить хорошо развитую мускулатуру, обнаруживает умение восемнадцатилетнего Федоса Щедрина правильно передать анатомическое строение человеческого тела. Плавное, словно живописное, перетекание объемов сообщает мертвому материалу одухотворенность, трепетность плоти. Уже в этом первом из дошедших до нас произведений скульптора проявилось стремление к психологически цельному решению образа, ставшее характерным для его последующего творчества. Щедрин передает напряжение не только позой натурщика, но и трагическим выражением его лица. Мастерство Федоса Щедрина в "леплении с натуры" было оценено по достоинству. В мае 1769 года он получил за свою работу вторую серебряную медаль.

Трудолюбие и способности Щедрина уже очень скоро вывели его в число лучших учеников. Особенно значительными становятся успехи скульптора в последние годы пребывания в Академии. Вслед за серебряной медалью, присужденной за этюд натурщика, Щедрин награждается малой золотой медалью за барельеф "Посягательство Рогнеды на жизнь князя Владимира", к сожалению, не сохранившийся. Та же судьба постигла другой его барельеф - "Греческий философ Кирилл показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного суда", исполненный в 1771 году. Следующий, 1772 год стал для Щедрина последним ученическим годом, проведенным в стенах Академии художеств.

Система академического образования завершалась конкурсной работой. За лучшие из них Академия присуждала большую золотую медаль, обеспечивающую выпускнику пенсионерство, то есть поездку за границу на казенный счет для продолжения обучения.

Весенним утром 1772 года Федос Щедрин и его товарищи, избранные "достойными для получения большова награждения" собрались на конкурсные экзамены. По заведенному порядку молодыми скульпторами сначала выполнялось предварительное задание на предложенную тему. В 70-х годах XVIII века это, как правило, была тема из русской истории. По ней делали эскиз "безвыходно от своих мест в один день, и не допуская к ним ни под каким предлогом, окроме приставленного, который должен им служить токмо для пищи, чтоб ничьей им посторонней помощи в их трудах, окроме собственного их искусства, не было. . ." А на следующее утро авторитетный совет профессоров обсуждал готовые эскизы и отбирал лучшие. Работу Щедрина отметили в числе лучших, и юноша вместе с Козловским, Мартосом, Трутовским был допущен к выполнению основной программы "Князь Изяслав Мстиславович на поле брани".

Задание излагалось примерно так: русский князь Изяслав Мстиславович, сын знаменитого Владимира Мономаха, постоянно воевал, стремясь расширить свои владения. Особенно настойчиво добивался он стольного Киева. В одном из победоносных сражений за Киев у реки Рут против отряда своего родного дяди Юрия Суздальского раненый Изяслав Мстиславович чуть не был убит собственными дружинниками, не узнавшими его. Из четырех работ, выполненных по этой теме на соискание большой золотой медали в 1772 году, сохранились барельефы Козловского и Щедрина. В работе, уже с достаточной определенностью проявились некоторые устойчивые особенности его зрелой творческой манеры.

Назад К списку работ Продолжение