Искусство

История искусства

Федос Щедрин



Русское изобразительное искусство 1760-1790-х годов переживало процесс перехода от стиля барокко к его антиподу- классицизму, утверждение которого было связано с деятельностью основанной в 1757 году Академии трех знатнейших художеств. Гражданские идеалы и рационалистический подход, определяющие содержание нового стиля, его ориентация на искусство античности и высокого Возрождения способствовали преимущественному развитию исторической живописи и особенно пластики, в 1770-1810-е годы даже превзошедшей другие виды изобразительного искусства в отличие от более раннего периода.

Действительно, благородной строгости И. Н. Никитина, изысканности А. М. Матвеева, утонченности И. Я, Вишнякова, здоровому реализму А. П. Антропова, мастеровитости И. П. Аргунова в живописи первой половины и середины XVIII века достойно отвечает лишь одно дарование в скульптуре - К.-Б. Растрелли. Итальянец по рождению, француз по художественным традициям, его воспитавшим, русский по самому духу своего творчества, он возвышается над разнородной массой скульпторов-иностранцев, приезжавших в Россию по контрактам. Среди них были и такие, действительно талантливые мастера, как француз Н. Пино, немецкий скульптор и архитектор А. Шлютер, итальянец К. Альбагини, к сожалению, очень мало успевшие сделать в России. Но чаще всего в числе приезжих оказывались не ваятели, а лепщики и резчики-декораторы, вроде К. Оснера, А. де Фриза, Н. Кнака.

К.-Б. Растрелли и Э.-М. Фальконе - эти два имени как вехи фиксируют начало и итог целой исторической полосы. Творчество К.-Б. Растрелли торжественно открывает область национальной светской скульптуры в России. Далее лежит малоплодотворное время, когда на фоне случайных имен и работ заезжих мастеров выделяются лишь два русских имени - М. Г. Земцов, архитектор, обучавшийся лепке у Оснера, и И. П. Зарудный, также архитектор и резчик, много работавший в московских церквах. Так длится вплоть до 1770-х годов, до возвращения из-за границы первых русских скульпторов-пенсионеров.

В ряду этих событий Медный всадник Э.-М. Фальконе предстает своеобразным водоразделом, последним из немногих выдающихся произведений мастеров-иностранцев, созданных на русской почве и принадлежащих русскому искусству. Фальконе уезжает в Париж в 1778 году, а 7 августа 1782 года на Сенатской площади в Петербурге под звуки пушечной пальбы состоялось открытие памятника Петру I. Руководил установкой Медного всадника профессор Академии художеств, известный архитектор Ю. М. Фельген. Есть также основания предполагать, что в установке монумента участвовал молодой скульптор Ф. Г. Гордеев, внесший свою лепту и в его создание. Так, почти символично, словно принимая эстафету высокого творчества от западноевропейских ваятелей, входит в русское искусство плеяда отечественных мастеров. С ними связаны не только достижения русской скульптуры, но и постепенное утверждение национального начала в академическом преподавании. Одним из таких мастеров был Ф. Ф. Щедрин.

Феодосии Федорович Щедрин родился в 1751 году в Петербурге. О родителях скульптора известно лишь то, что отец его был солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Ничего не знаем мы и о ранних годах самого Щедрина. Можно лишь предполагать, что жизнь этой солдатской семьи была не особенно легкой и радостной.

По достоверным, хотя и скупым, фактам биография Щедрина прослеживается лишь с тринадцатилетнего возраста, когда он был определен во вновь открытое Воспитательное училище при Академии трех знатнейших художеств. В то время мальчик, по-видимому, уже немало слышал об академической жизни от своего старшего брата Семена, в будущем известного пейзажиста, четвертый год обучавшегося в Академии.

Как гласило объявление О первом приёме в Воспитательное училище, "дозволяется всякого звания российским православные греческого исповедания веры подданным, кроме крепостных людей и неимущих от господ своих вечного увольнения; отдать в сие воспитание сыновей своих..." Однако дворянство, гнушавшееся званием художника, в то время приравниваемым к званию ремесленника, своих сыновей "в сие воспитание" не отдавало. Поэтому большинство учеников, а впоследствии выдающихся мастеров, составляющих гордость русского искусства, вышли из народа.

Создавая Воспитательное училище, президент Академии художеств И. И. Бецкий преследовал две цели: организовать начальное образование и, как писал Я. Б. Княжнин в специально составленной для И. И. Бецкого записке, "воспитанием приуготовить юношество к благонравию и нужному учению, а потом благовоспитанных обучать художествам и мастерствам..." Сама идея создания людей "новой породы" была заимствована из теории французского философа-просветителя XVIII века Ж.-Ж. Руссо и при этом до неузнаваемости искажена. Считалось, что для воспитания благонравия ребенка необходимо изолировать от вредного влияния семьи и родной среды, поручив его французским гувернерам и учителям.

Принятый в 1764 году устав Академии подразделял учеников на "пять возрастов", в каждом из которых им надлежало пробыть по три года. Осенью 1764 года Федос Щедрин был зачислен сразу в "третий возраст", так как основы грамоты, полученные в полковой школе, и общая подготовка давали ему такую возможность. Прошение о зачислении в Академию он написал самостоятельно. С этого времени судьба Щедрина оказалась навсегда связанной с петербургской Академией художеств.

Назад К списку работ Продолжение