Искусство

История искусства

АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГСКОГО КЛАССИЦИЗМА

Общий вид Адмиралтейства. Гравюра. Первая половина XIX века. Фрагмент. Подобно Эскориалу, Адмиралтейство в целом образует единый массив. Но там башни по углам прямо "врастают" в стены, здесь же угловые павильоны и главная башня с иглой воспринимаются почти как отдельные здания, а корпуса между ними напоминают стены крепости или монастыря. Два различных понимания композиции слиты воедино.

Впечатление единства удалось создать с помощью последовательно проведенного принципа соподчинения частей. Средняя башня возвышается над боковыми двенадцатиколонными портиками с фронтонами, а те, в свою очередь, господствуют над окаймляющими их шестиколонными портиками. В боковых, более коротких рукавах здания средний двенадцатиколонный портик тоже главенствует над двумя шестиколонными.

Далее с каждой стороны на Неву выходят по два шестиколонных портика. Но тут между ними поставлен куб, прорезанный аркой, и вместе они образуют павильон, похожий на главную башню. Она, в свою очередь, имеет во втором ярусе четверик, окруженный колоннами, и, когда смотришь на Адмиралтейство с угла, угловые портики выглядят как подобие этого четверика. Сходных соотношений тут множество, все они образуют как бы внутренние рифмы и аллитерации, придающие ансамблю особое ритмическое богатство и стройность.

Известно, что Захаров включил в свою постройку высокий шпиль старого Адмиралтейства, построенного в XVIII веке И. Коробовым. Все здание выдержано в классическом стиле, а этот шпиль носит позднеготический или барочный характер. А. Захаров. Адмиралтейство. Башня. 1806-1823.

Среди западноевропейских архитекторов вряд ли кто решился бы на подобный шаг. Старательно воспроизводя портики, ротонды, колоннады, купола, они придавали постройкам вид античных храмов, либо присоединяли к современным зданиям классические мотивы. Но Захаров взял от периптера не фасадную сторону, а самую его суть: колоннада служит "чехлом" четверика. Однако завершил он этот объем не плоской двускатной кровлей, а башней со шпилем.

Да, мощный куб ворот и эта башня выглядят едва ли не противоположностями. И вот в нарушение традиций зодчий окружил четверик у основания шпиля колоннами и накрепко связал элементы. Кубическая форма четверика делает его подобным нижнему кубу, а "прорастающие" статуями колонны связывают эту часть башни со стремительным взлетом шпиля.

Из заимствованных мотивов Захаров создает нечто свое. Здание тесно связано с городом. Тремя сторонами оно выходит на три площади и воздействует на них. Вместе с тем к Адмиралтейству устремляются три улицы, в том числе Невский проспект. Адмиралтейская игла служит как бы путеводной звездой, и не случайно Пушкин обессмертил ее в "Медном всаднике".

В своей лучшей постройке Захаров отходит от рационалистической отвлеченности, которая отличает создания Леду и его последователей. В сопоставлении гладких стен и колоннад Адмиралтейства много тонкости и величавой красоты, что восходит к традициям палладианства, уже забытым в те годы на Западе: русский мастер возродил в этом произведении наследие Возрождения.

Отразился в нем и многовековой опыт русских зодчих - создателей больших крепостных и монастырских ансамблей. Главное в архитектурной композиции памятника - могучий размах двух его крыльев. В нем нет ни чрезмерного усилия, ни напряженности, ни угрозы, здание проникнуто эпическим спокойствием и выражением непоколебимой силы. В этом смысле оно является как бы подобием всей русской земли с ее воспетой Гоголем "беспрерывной ширью". И даже шпиль Адмиралтейства в сопоставлении с его мощной горизонталью выглядит всего лишь как необходимая глазу вертикаль среди родного равнинного пейзажа: "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!"

Назад Продолжение