Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ВЫСОКИХ ИКОНОСТАСОВ

При этом переосмысливались только отдельные черты и идеи, другие же в силу условий (сакральность, незыблемость традиций) оставались неизменными. Одной из таких особенностей явилось то, что алтарная преграда долгое время размешалась между парой восточных алтарных столпов 26 или же расчленялась ими 27.

Этот факт, с одной стороны, может быть истолкован на основании существенных особенностей византийской архитектуры, отличавшейся поразительной четкостью архитектурных членений и пространственностью, но, с другой стороны, здесь можно допустить определенное истолкование понятия алтаря, которое не оставалось, строго говоря, неизменяемым во времени. С этой точки зрения важно отметить, что со временем возросшее значение проскомидии привело к идейному слиянию алтаря и жертвенника, причем в тех странах, где сразу после иконоборческого времени роль проскомидии была значительно более важной, чем в Византии, уже в те времена появились алтарные преграды, перекрывавшие как одно целое и жертвенник и алтарь 28. Но в этих же странах мы сталкиваемся очень часто с бесстолпными храмами, пещерными и базиликальными церквами, где столпов не было. Думается, что оба указанных фактора - и догматический и архитектурный - были взаимосвязаны, и та символика храма, которая рождалась в святоотеческих писаниях, была в равной мере детищем богословия и осознания художественных форм архитектуры.

Обратимся конкретно к алтарным преградам и их способу размещения в крестовокупольном храме. О том, что в древней Руси алтарные преграды устанавливались между алтарными столпами, в свое время не без оснований писал Е. Е. Голубинский29. Об этом же Сообщает Ипатьевская летопись в описании алтарной преграды холмской Златоустовской церкви 30. Н. Л. Окунев считал, что такие алтарные преграды существовали в древней Руси вплоть до конца XV века 31. Есть также основания утверждать, что подобного рода памятники встречались даже в XVI веке. Представляет большой интерес история иконостаса Софии Новгородской. Реставрационные работы последних лет показали, что двенадцать икон этого иконостаса, составлявшие праздничный пояс, размещались между алтарными столпами церкви и были написаны в середине XIV века. С самого начала этот иконостас не имел "Деисуса" и, следовательно, представлял собой композицию, рассмотренную нами как второй тип декора алтарной преграды пятифигурный деисусный чин был написан мастером Аароном в 1431 году 33 и также располагался между столпами. И только в 1509 году новгородские иконописцы дописали "Деисус" в этом соборе34, а "по чину" иконостас Софийского собора был поставлен только в 1528 году по приказу новгородского архиепископа Макария 35.

Видимо, несомкнутым был иконостас Покровского собора в суздальском Покровском монастыре, где на алтарных столпах имелись ниши для евангелий игумена и келаря монастыря 36. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря первоначально также была расчленена столпами низкая алтарная преграда, и только в 1598 году там, по повелению Бориса Годунова, был установлен высокий иконостас 3?.

Как видим, одновременно с высоким существовали низкие иконостасы, и даже вплоть до конца XVI века, причем русские иконостасы этого времени встречались как сомкнутые, так и расчлененные столпами.

Но прежде чем говорить о сомкнутом или расчлененном иконостасе, важно отметить другое: если в ранние времена алтарная преграда, как мы уже отмечали, находилась только между алтарными столпами, то уже в XII веке появляются такие алтарные преграды, которые перекрывали также пролеты жертвенника и диаконника 38.А Но это вовсе не означает, что иконостас, который ранее размещался только между центральными подкупольными столпами, также расширился, наоборот, имеются данные о том, что он остался в прежних границах 39. Но были случаи, когда в пролетах жертвенника и диаконника появлялись самостоятельные иконостасы. Особенностью обоих типов алтарных преград было то, что столпы оставались незакрытыми, а алтарное пространство четко обозначено. Однако, если иконологияеские схемы и подвергались интерпретациям, то расчленение алтарной преграды столпами, а следовательно, и выделение алтарного пространства оставались чертами постоянными. Причем расчлененность алтарной преграды столпами касалась как сквозных, так и сплошных алтарных стенок.




26 Об этом см. Н. Л. Окунев. Алтарная преграда XII века в Нерези. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии.
27 Н. Л. Окунев. Указ, соч., стр. 5; В. Н. Лазарев. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон.- "Византийский временник", т. XXVII. М, стр. 162-196.
28 См. Р.Шмерлинг. Указ, соч., стр. 47, и ссылки на иностранных авторов. Особенно тщательно вопросы связи литургии с типом алтарного ограждения разрабатывались в работе: I. 8 а ч- Указ. соч. 200.
29 Е.Е.Голубинский. История русской церкви, т. I, ч. 2, стр.
30 ПСРЛ, т. II, стр. 196. Н. Л. Окунев. Указ, соч., стр. 7.
32 Предполагать, что деисусный чин, написанный одновременно с праздничным, был заменен в 1431 году новым, едва ли логично. Стоит помнить, что это были времена архиепископа Евфимия, весьма ревностно относившегося к новгородскому церковному строительству и украшению церквей, Если бы деисусный чин в самом деле был переписан, то едва ли остались бы не написанными вновь и праздники.
33 См. об этом публикацию В. В. Филатова в сборнике "Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода". М., 1968.
34 "В лето 7017 (1509) повелением преосвещенного архиепископа Серапиона дописан бысть деисус в святой Софии, да праздники, а писал Андрей Лаврентьев сын, да Иван Дермаярцев сын" (ПСРЛ, т. IV, стр. 136). Интересно, что этот сдвиг в истории новгородских иконостасов произошел, видимо, не без московского влияния: ведь заказчиком был бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Серапион, а в числе исполнителей находился Иван Дермаярцев - сын художника Яр-ца, работавшего с Дионисием, не исключена возможность, что с Дионисием работал и сам Иван Дермаярцев.
35 ПСРЛ, т. XII, стр. 116.
36 Об обряде благословения братии келарем и игуменом у алтарных столпов см. ниже.
37 Л. С. Ретковская. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., стр. 12.
38 Архитрав диаконника сохранился в церкви Перивдепты в Мистре в церкви Митрополии в той же Мистре сохранились архитравы алтаря, жертвенника и диаконника. Подобного рода конструкции имели широкое распространениеВстречаются они и на Руси (Н. Н. В о р о н и н. Указ, соч., стр. 223-224, рис. 101-а).
39 М. Корович. Указ, соч., стр. 137

Назад Продолжение