Искусство

История искусства

СКУЛЬПТОР ИВАН МАРТОС

И. Мартос. Надгробие С. Волконской. Мрамор. 1782.

И. Мартос. Надгробие С. Волконской. Мрамор. 1782.

И. Мартос. Памятник М. В. Ломоносову в Архангельске. Бронза, гранит. 1826-1829.

И. Мартос. Памятник М. В. Ломоносову в Архангельске. Бронза, гранит. 1826-1829.
    Вернувшись в Петербург, Мартос был приглашен преподавать в академии. Не достигнув тридцатилетнего возраста, в 1782 году получил звание академика и свою творческую деятельность по возвращении из Италии начал со скульптурных надгробий. Мартос творил в эпоху, ознаменованную небывалым подъемом русской культуры, национального самосознания. Его современниками были поэты Державин, Жуковский, Карамзин, Пушкин, живописцы Кипренский, Тропинин, Брюллов. Работы таких скульпторов-современников, как Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Демут-Малиновский, свидетельствовали о том, что русское искусство развивалось широко и мощно, зарождалась отечественная пластика, отмеченная чертами самобытности и реализма. И хотя в искусстве этого периода преобладал классицизм, черпавший основные мотивы в культуре античных Греции и Рима, многие образы были тесно связаны с идеями гражданственности, свободы и достоинства человека, высокого долга перед Родиной.

    Гуманизм, вера в светлый разум человека, дух свободолюбия озарили творчество Мартоса, пробовавшего силы в разных жанрах скульптуры. Его мемориальная пластика несла новое философское содержание. Хорошо изучив классические надгробия на Западе, в Италии, русский мастер пошел самостоятельным путем, стремясь к глубинному постижению сложных человеческих чувств, уходя от традиционного для этой поры религиозного страха перед смертью.

    В надгробиях Мартоса отсутствовали болезненный надрыв, чувство безысходности. Суть его мемориальных произведений точно характеризует поэтическая строчка: "Печаль моя светла". Таково надгробие М. П. Собакиной, признанное шедевром русской мемориальной скульптуры. Многофигурная рельефная композиция размещена на плоскости усеченной пирамиды. В основании пирамиды - фигуры плакальщицы и гения смерти. Первая представляет собой молодую стройную женщину с грустными чертами прекрасного лица. Гений решен в образе крылатого юноши с опрокинутым факелом - символом угасшей жизни. Венчает композицию портретный медальон умершей. Портрет выполнен в духе классического барельефа. Элегическое звучание памятнику сообщает контрастность одинокой задрапированной женской фигуры и раскрытого движения юноши. Красота линий, благородное величие состояния, философское понимание жизни и смерти - все в этом надгробии нашло единую гармоничную форму.

    Уникально и надгробие С. С. Волконской. Мраморный рельеф изображает плачущую женщину в античной одежде. В основе композиции, эмоциональной характеристики образа - ритмическая плавность складок, выразительная линия драпировок, спокойное движение фигуры, выражающей безропотную грусть. Оригинально решено надгробие Е. С. Куракиной. Это уже не рельеф, а круглая скульптура. Безутешная женщина, прикрывающая лицо скрещенными руками. Ее полулежащая поза естественна и правдива по состоянию. Горе выражено искренне, сдержанно, без патетических жестов и ложных эффектов.

    За долгую жизнь Мартос выполнил много надгробий, ни разу не повторив композиционного решения, создавая монументальные образы, цельные и обобщенные объемы. Каждый памятник отмечен возвышенным строем пластики, внутренним благородством, музыкальным ритмом. Автор блестяще владел рельефом, тонко чувствовал природу камня, нередко и с отличным живописным вкусом применяя разноцветные материалы. В конце XVIII века Мартос работал в Царском Селе и Павловске в соавторстве с архитектором Камероном. Наиболее ярким итогом этого сотрудничества стал "Памятник родителям" в Павловске, в ясных величественных формах прославляющий верную дружбу, нежное супружество, поднимая личный мотив до общечеловеческого звучания.

    Начало XIX века ознаменовано широким общественным строительством. Быстро, с размахом сооружался Петербург, отстраивалась после пожара 1812 года Москва, возводились и росли другие города России. В эту пору работала славная плеяда зодчих: Кваренги, Томон, Захаров, Воронихин, Росси, Казаков. В архитектурных ансамблях классицизма существенная роль отводилась скульптуре. В создании пластических образов для архитектурных сооружений участвовал и Мартос. Достаточно вспомнить его горельеф для Казанского собора, ставший одним из лучших украшений известного памятника петербургского зодчества. Четко построенная композиция горельефа позволяет воспринимать это произведение и самостоятельно, и в единстве с архитектурой. Группы и отдельные фигуры хорошо видны с площади. Большая выразительность достигнута в пластике фигур. Для усиления впечатления автор использует ритмические повторы. Каждая группа объединена законченным сюжетом, а все сюжеты вместе воплощают мысль о мужестве и красоте человека, об утверждении жизни.
Начало Продолжение